Главная О дворце Новости Конкурсы Фотогалерея Видеоматериалы Контакты
Сведения об образовательной организации Версия для слабовидящих
Студии дворца Детско-юношеские клубы

Доступная среда

Целевая программа «Доступная среда» 

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Основная цель программы – образование законных условий для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями.
Программа «Доступная среда» утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года. Федеральная программа была рассчитана на четыре года: с 2011 года по 2015 год. Впоследствии продлена до 2020 года. Комплексные мероприятия по поддержке инвалидов можно разделить на этапы:

2011-2012 – формирование нормативной базы для исполнения возложенных задач и инвестирование средств для развития проекта.
2013-2015
– финансирование средств федерального бюджета на реализацию подпрограмм основной задачи по созданию реабилитационных центров и их оснащению, а также комплектации специа
льным оборудованием медицинских и образовательных учреждений.
2016-2018
- цели и направления этого этапа выполняются в настоящее время и заключаются в выполнении основных задач по программе, контроле над их исполнением по регионам и улучшении взаимодействия с властями субъектов Федерации.
2019-2020
- подведение итогов проделанной работы и завершительный опрос среди населения для получения статистических данных о проблеме инвалидности. 

Программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы регламентирована следующими нормативными актами: 

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» содержит полный перечень запланированных целей и суть их реализации.

Задачи организации доступной среды в рамках образовательной организации:
развитие инклюзивного образования;
создания безбарьерной образовательной среды для детей-инвалидов;
создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
формирование доступной среды.

В 2017 году в рамках программы "Доступная среда" в МУДО ДТДиМ Копейского городского округа: 

  • Проведено благоустройство территории МУДО ДТДиМ. От парковки до крыльца здания организован безбарьерный пешеходный путь
                 
  • Смонтированы широкие входные двери, лестницы, пандусы, пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения. Для того чтобы обеспечить легкий доступ к зданию маломобильным категориям людей, входные группы оснащены специальными кнопками вызова. При нажатии на такую кнопку инвалид получает необходимую помощь: к нему спускается обслуживающий персонал и помогает подняться и пройти в здание.
                  
  • Для преодоления препятствий в виде лестничных маршей людьми в инвалидных колясках приобретено автономно-мобильное подъемно-транспортное средство наклонного перемещения (лестничный подъемник с помощью которого происходит подъем и спуск инвалида по ступеням) с беспроводной системой вызова помощника, позволяющей инвалиду сообщить персоналу учреждения о необходимости получения помощи для подъема по лестнице. С помощью лестничного подъемника человек в инвалидном кресле может преодолеть  лестничные марши любой конфигурации. Лестничный подъемник управляется сопровождающим лицом. Используется на улице и в здании.
                 
  • В качестве информационного носителя для всех категорий маломобильных групп населения в вестибюле здания установлен информационный сенсорный терминал (напольный компьютер с сенсорным экраном) со специальным программным обеспечением. Программное обеспечение, установленное на терминале, позволяет создать удобные условия получения информации для пользователей с разными категориями инвалидности.
                 
  • Для слабовидящих учащихся, чтобы им было легче ориентироваться в здании, на отдельные конструктивные элементы нанесена маркировка - тактильные пиктограммы. Это универсальный и доступный для всех малоподвижных категорий населения указатель. Специальные рельефные пиктограммы помогают легче ориентироваться в любом здании людям, имеющим инвалидность по зрению. Для предупреждения о начале лестничного марша нижняя и верхняя ступени выделены контрастным (желтым) цветом, рабочие полотна дверей выделены с помощью контрастных рисунков. Для незрячих учащихся важная визуальная информация в здании продублирована шрифтом Брайля на желтом фоне
                 
  • Для организации комфортных условий для слабослышащих людей установлена индукционная система для оповещения находящихся в зоне петли слуховых аппаратов, что является очень удобным для применения в общественных местах. Порядка 90% всех слуховых аппаратов имеют переключатель, обозначенный «М» и «Т».  Позиция М (микрофон) - для "нормального" прослушивания: звук поступает  через микрофон, встроенный в слуховой аппарат. Позиция T (катушка) - для получения звука с помощью индукционной катушки,  которая также встроена в слуховой аппарат. Посредством этой катушки пользователь получает возможность разговаривать по телефону и прослушивать сообщения технических систем через создаваемое индукционное поле
              
          
     
  • Оборудована сенсорная комната – среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.

          

        

Фотогалерея "Реализация проекта "Доступная среда"


1.Создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов в  МУДО ДТДиМ

1.1.Паспорт доступности (утвержден 22.04.2013)
1.2.План мероприятий («дорожная карта») по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в МУДО ДТДиМ
1.3.Порядок действий работников по оказанию помощи при предоставлении услуг инвалидами 
1.4.Приказ МУДО ДТДиМ  от 11.05.2017 №136 «Об утверждении дополнений в должностные инструкции работников в части работы с инвалидами».
Приложение 1. Дополнения в должностные инструкции работников в части обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа в МУДО ДТДиМ и предоставляемым в нем услугам
1.5.Приказ МУДО ДтДиМ от 07.09.2017 №252 "Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
1.6.Приказ МУДО ДТДиМ от 01.06.2017 №151 «Об использовании целевых средств»
Приложение 1. Перечень мероприятий по повышению доступности задания МУДО ДТДиМ
Приложение 2. Требования к доступности зданий и помещений для учащихся с разной формой инвалидности

2.Нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее организацию интегрированного обучения детей с ОВЗ в МУДО ДТДиМ

2.1.Программа реализации проекта «Доступная среда» в МУДО ДТДиМ на 2017 – 2020 гг.
2.2.Положение о порядке обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в МУДО ДТДиМ  
2.3.Положение о политике по обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг в МУДО ДТДиМ

3.Создание условий для обеспечения качества образования детей-инвалидов в МУДО ДТДиМ

3.1.Приказ МУДО ДТДиМ от 11.09.2017 №260 «Об утверждении перечня дополнительных общеобразовательных программ инклюзивного образования в МУДО ДТДиМ в 2017-2018 учебном году. Приложение 1. Перечень дополнительных общеобразовательных программ инклюзивного образования в МУДО ДТДиМ в 2017-2018 учебном году
3.2.Заявление о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной дополнительной образовательной программе (образец)
3.3.Положение о разработке и реализации индивидуального  образовательного маршрута обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья МУДО ДТДиМ
3.4.

4.Организация психолого-педагогического сопровождения

4.1.Положение о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МУДО ДТДиМ
4.2.Положение об учебном кабинете «Сенсорная комната»  МУДО ДТДИМ
4.3.Режим работы учебного кабинета «Сенсорная комната»
4.4.План работы педагог-психолога в учебном кабинете «Сенсорная комната» на 2017-2018 учебный год
4.5.Циклограмма работы педагога-психолога в учебном кабинете «Сенсорная комната» на 2017-2018 учебный год

5.Программно-методическое сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МУДО ДТДиМ

5.1.Публикации
5.1."Создание условий для развития детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования". Сапожникова Т.В., директор МУДО ДТДиМ г.Копейска. Материалы III Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности».
5.2."Социум и дети. ДЮК - система социального воспитания". Сапожникова Т.В., директор МУДО ДТДиМ г.Копейска; Захарова О.В., зам.директора по УВР МУДО ДТДиМ. Материалы III Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности».

 


Проект "Доступная среда" – общие понятия

Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно. 
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам. 
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. 
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: 

инвалиды, 
люди с временным нарушением здоровья, 
беременные женщины, 
люди старших возрастов, 
люди с детскими колясками и т.п .
Министерство образования и науки Российской Федерации Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный портал «Российское образование» Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов